Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для родителей "Кризис трех и семи лет"

Сегодня мы с Вами поговорим об особенностях возраста трех и семи лет. Более точнее, о кризисах данного периода.

В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на определение, что же такое кризис, в контексте психологической науки. Кризис – это противоречие между новыми возможностями ребенка и старой системой отношений. Возрастные кризисы способствуют гармоничному развитию ребенка. Что же такое развитие? Развитие – это изменение объекта (ребенка) из одного состояния в другое. Возрастные кризисы — это особенные состояния ребенка, на которые нам стоит обратить внимания.

К трем годам у малыша появляются желания, которые противоречат желаниям взрослого. Говоря о ребенке, стоит обратить внимания, что противоречащие желания начинают появляться уже к 2 – 2,5 годам. Кризис трех лет, смещается, хотим мы этого или нет. Устойчивое «Я хочу» и не возможность действовать методом переключения, мы наблюдаем уже в 2,5 года.

По каким симптомам возможно определить кризис трех лет? О таких симптомах писал Лев Семенович Выготский. Назвав их «соцветием» кризисных симптомов:

- негативизм (желание делать все наоборот)

- упрямство (не желание изменять первичное решение ребенка)

- строптивость (протест направлен не на взрослого, а против образа жизни)

- своеволие (ребенок проявляет самостоятельность там, где ещё мало что умеет)

- бунт против окружающих (открытый конфликт со взрослыми)

- обесценивание ребенком личности близких (обзывательства значимых взрослых)

- стремление к деспотическому подавлению окружающих (все желания ребенка должны удовлетворяться)

  • малыш проявляет негативизм, непокорность, упрямство и самовольство, значит, у него начался критический период. Ребёнок начинает противопоставлять себя взрослому.

Хочется всё решать самому и всё делать самому. На просьбу взрослого о чём-то следует противоположное действие.

Возникает протест против требований. Малыш кажется упрямым, но упрямство это вызвано желанием быть услышанным и стремлением показать, что у него тоже есть свое мнение, которое должны учитывать.

Это тот возраст, когда формируется воля, независимость, самостоятельность. Суть нового поведения ребёнка преследует определённые цели:

- ребенок хочет в обязательном порядке довести свои действия до конечного результата, даже, несмотря на препятствия,
- он желает демонстрировать свои успехи взрослому, без реакции которого эти успехи в большой мере теряют свою ценность,
- в этом возрасте обостряется чувство собственного достоинства – усиливается обидчивость, часто возникают эмоциональные вспышки по мелочам.

Как выйти из этого кризиса?

1. Нужно понимать, ваш малыш ведет себя так плохо не потому, что он «плохой» на самом деле, а потому, что пока не умеет по-другому. Но, конечно, одного понимания часто оказывается недостаточно, чтобы справиться с истериками. Поэтому, надо заранее подготовиться к вероятным конфликтам.

Не нужно ничего предпринимать до тех пор, пока ребёнок полностью не успокоится. Скорее всего, вы уже нашли несколько способов успокоения своего малыша. Кто-то игнорирует такие вспышки негативных эмоций. Но всё же лучше всего назревающую истерику останавливать просто переключением внимания. Трёхлетние малыши очень быстро отвлекаются, и новая игрушка, сказка или предложение заняться чем-то другим может остановить истерику и сохранить вам нервы.

2. Поощряйте своего малыша к самостоятельности. Пусть он делает ошибки, но это ничего, потому, что они происходят на ваших глазах. Зато потом, во взрослой жизни он избежит множества серьезных проблем. Было подмечено, что когда родители ограничивают или высмеивают желание ребенка быть самостоятельным, развитие маленького человечка идёт неправильно: воля и независимость трансформируются в острое чувство стыда и неуверенности. Определите для него ту грань, выходить за которую ребенок не должен никогда и в любых ситуациях их соблюдать. Например, нельзя трогать электрическую розетку, переходить дорогу на красный свет, и т.д. В других случаях предоставьте малышу свободу поступать по его собственному усмотрению.

3. Предоставьте ему право на выбор. Не заставляйте его делать того, чего он не хочет. Предложите ему альтернативу, и пускай сам выбирает. Вы сохраните спокойствие, а ребенок получит уверенность в том, что с его мнением считаются. Упрямство впоследствии перерастает в волю, в достижение поставленной цели. И вы в состоянии повернуть его именно в эту сторону, а не превратить в «ослиную» черту характера на всю жизнь.

4. Ребёнку в этом возрасте важна игра, которая служит сейчас для него основным источником познания мира. Подбрасывайте жизненные темы для этой игры, участвуйте, разыгрывайте роли, и ваш ребёнок будет всецело доверять вам.

 

Кризис семи лет

К концу дошкольного периода, родитель замечает смену поведения у своего ребенка. Вроде он такой же как всегда, но что-то в нем ни так. Лев Семенович Выготский, суть этих изменений описывал как утрату детской непосредственности. Искусственное, манерное, натянутое поведение малыша является наиболее очевидным проявлением потери непосредственности. Что же происходит с дошкольником? Дело в том, что в его детскость вклинивается интеллектуальный момент. Если раньше, ребенок, улыбаясь и паясничая не задумывался о том, как он выглядит и действовал не по привычки, то к семи года он начинает уже своё поведение проявлять по схеме, которая была ранее.

У некоторых детей кризис может возникать в 6 или в 8 лет. В этом возрасте идёт интенсивный рост организма, происходят некоторые изменения, меняются зубы. Ребёнок входит в новый статус – он становится школьником.

Может появиться негативизм к своей прошедшей жизни. Дети смеются над тем, что их интересовало раньше, над той одеждой, которую они носили, над теми играми, в которые они играли. Теперь их привлекает школа. Появляется стремление к учёбе, к общению со сверстниками. В то же время, бывают моменты, когда в школу идти не хочется, как правило, это связано с боязнью не оправдать ожидания учителей, сверстников.

Основные проявления этого периода заключаются в обострении агрессивности или застенчивости, появлении страхов, неуверенности в себе, частых сомнений в своих способностях. Ребёнок начинает не просто испытывать чувства, но и осмысливать их, искать причину.

Анализируя себя самого, он обращает внимание на то, как реагируют на него, его действия и поступки окружающие. Слабое самолюбие часто бывает уязвлено и самооценка становится завышенной или заниженной.

Ребёнок начинает подражать сначала взрослым, а потом сверстникам, любит кривляться и гримасничать, что очень раздражает родителей. Он может замыкаться, а может, наоборот, быть нарочито весёлым.

Теперь, перед тем, как что-то сделать, он всё чаще задумывается и просчитывает последствия своих действий. Игра всё ещё сохраняется, но отходит на второй план - приходит понимание того, что есть и другая, взрослая жизнь. Больше всего ребёнок сейчас хочет, чтобы его уважали.

Пути разрешения кризиса

1. Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в школе, уделите время интеллектуальной и психологической подготовке. Научить его читать и считать проще. Важнее и труднее подготовить его морально. Хорошо, если будущий школьник будет уметь находить контакт со сверстниками и учителями, когда нужно, подчиняться общим правилам и, в то же время уметь отстаивать своё мнение.

2. Если ребёнок занят делом и не просит вашей помощи – не вмешивайтесь. Этим вы дадите ему понять, что верите в его способности и возможности.

3. Медленно, но уверенно перекладывайте ответственность за его личные дела на него самого.

4. Давайте ему возможность познать плачевные последствия своего действия или своего бездействия. В результате он начнёт взрослеть и станет сознательнее.

5. Иногда стимулируйте его на проявление заботы и участия, сославшись на утомление или неважное самочувствие.

 

Уважаемые взрослые, хотелось бы подвести итог:

  1. Дети 2,5-3 лет, так же, как и маленькие реагируют на голос, интонацию. Все плохое настроение остается дома, на работе мы улыбаемся и всем рады, тем более детям. Мягкий тон, спокойная речь, обращенная к ребенку, гармонично воздействует на него.
  2. С ребенком дошкольного возраста стоит разговаривать на уровне его глаз. Присядьте, если хотите обратиться к малышу.
  3. Дети не понимают вопросов: «Посмотри, что ты натворил! Как ты мог?». Уверяю Вас, он не понимает, как он мог. Он просто взял и сделал, особенно трех летка, который изучает этот мир.
  4. Детей 6-7 лет стоит чаще хвалить, не повышать голоса. Они искренно верят, что уже совсем большие. Давать им побольше заданий, где бы они могли оказать Вам помощь. Я не могу сказать, что есть идеальный рецепт по воспитанию детей в кризисный период. Но одно знаю точно. Терпения и душевное расположение всегда помогает в кризисный момент.
Категория: Мои статьи | Добавил: dou_54 (20.02.2018)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0