Главная » Файлы » Мои файлы

ФГОС дошкольного образования
28.07.2014, 14:34

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями, вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разрабатывается Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Министерством образования и науки Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В состав рабочей группы входят представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций. Возглавляет рабочую группу директор Федерального института развития образования, академик РАО А. Асмолов. Познакомиться с составом рабочей группы по разработке ФГОС  дошкольного образования, а так же этапами его разработки можно на официальной площадке Министерства образования и науки Российской Федерации в Livejournal.


 

ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».


 

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.


 

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.


 

Стандарт учитывает:

- самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

- социокультурное разнообразие детства; возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

- потребности, особенности и возможности  детей с ограниченными возможностями здоровья;  возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.


 

С 01.01.2014 вступят в силу ФГОС дошкольного образования. Основные направления работы по введению ФГОС  дошкольного образования:

- Повышение квалификации педагогических и руководящих работников

- Создание предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям ФГОС.

- Разработка образовательной программы в соответствии с ФГОС.

«Системно - деятельностный подход как основа внедрения ФГОС дошкольного образования»

Одним из необходимых условий успешного обучения ребенка с первых шагов до выпускного класса является организация принципа непрерывности, т.е. преемственность должна прослеживаться на уровне концепции содержания и технологии.

Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка. Т.е. в результате использования форм, приемов и методов воспитательно-образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, деятельностей, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Деятельностный подход в воспитании растущего человека в непосредственно-практическом аспекте своими истоками уходит вглубь истории. Человекообразующая, личностнотворящая, облагораживающая функции деятельности осознаваемые вначале лишь в форме производительного труда были оценены на заре человеческой культуры и цивилизации.

Труд, как материальная преобразующая предметная деятельность явился первой причиной и предпосылкой выделения человека из природы, становления и развития в ходе истории всех человеческих качеств. Человеческая деятельность взятая в целом в полноте его видов и форм породила культуру, вылилась в культуру и сама стала культурой – этой средой, которая растит и питает личность.

Подобная оценка роли деятельности и в частности, труда, впервые была осуществлена в рамках немецкой классической философии. Она была усвоена марксизмом, ее придерживались и современные отечественные гуманитарные науки, предметом которых в том или ином аспекте выступала деятельность (психология и педагогика).

Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии.

Психология изучения деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различий внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических действий для человека с реальными предметами, осуществляемыми путем движения рук, ног, пальцев. Вторая – происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах.

А.Н. Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого в качестве необходимого момента возникает психологическое «вообще». Он считал, что внутренняя деятельность являясь вторичной по отношению к внешней формируется в процессе интериоризации (переход от внешней деятельности во внутреннюю). Обратный переход от внутренней деятельности к внешней обозначается термином «экстериоризация».

Исследования С.Л. Рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления субъективности ребенка в процессе деятельности. Он показал, что любые внешние причины и деятельность в первую очередь действуют на ребенка не посредственно, а предъявляются через внутренние условия. Психика ребенка исключительно избирательна.

В соответствии с таким взглядом, непременным условием эффективности воспитания в контексте деятельностного подхода является опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития.

Этот же взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребенка позволяет увидеть деятельностный подход к воспитанию, как подход личностно-ориентированный.

ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы технологии деятельностного подхода:

1.Введение в игровую ситуацию. (1 – 2 минуты)

1.1.Создание психологической направленности на игровую деятельность.

Педагог выбирает те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной группы детей.

1.2.Проверка готовности к занятию.

Наличие необходимого материала на каждого ребёнка.

1.3.Определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь их с рамками предыдущих занятий.

Чтобы настроить ребёнка на работу в определённом информационном пространстве следует внести содержательные рамки занятия и ставить их  процессе диалога.

1.4.Повторение правил взаимодействия.

Для реализации принципа комфортности необходимо вспомнить с детьми правила.

-  Комфортно – это когда каждому удобно.

- Не нужно перебивать друг друга в игре, все смогут высказаться.

- Не стоит мешать играть и отбирать игрушку у другого – всем игрушек хватит, и др.

Эти правила формулируются детьми вместе с педагогом, оформляются в виде условных обозначений и находятся в группе.

2.Мотивационная игра. (3 – 5 минут)

Чтобы тема занятия не была навязана воспитателем важно помнить календарно-тематическое планирование и дать ребенку подействовать в хорошо знакомой ситуации, а потом создать затруднение, которое, активизируя мыслительные процессы воспитанника, вызовет интерес к теме занятия.

2.1.Актуализация прошлого опыта.

2.2.Представление реквизита, используемого в игре.

Дети 3 – 4 лет играют с конкретными предметами. Дети 5 – 6 лет могут использовать в игре уже изображения предметов, поэтому необходимо представить данные предметы и картинки перед началом игры. Каждый ребенок получает реквизит, но прежде дети узнают предметы, предполагая, как они будут использоваться в игровой ситуации.

2.3.Объявление педагогом правил игры и демонстрация их понимания детьми.

Для успешной деятельности ребенка педагог должен организовать демонстрацию понимания детьми предложенного материала. Игра предусматривает фиксацию в речи детей всех игровых шагов. Это позволяет проверить наличие у воспитанников сформированной способности или выявить затруднения.

2.4.Самоопределение и коррекция.

Необходимым условием для самоопределения ребенка к игровой деятельности – соблюдение воспитателем четкости и краткости при объяснении правил игры. В результате, каждый ребенок должен понять, что от него требуется в игре, определить, сможет ли он играть в эту игру? Захочет ли он в нее играть?

Если ребенок решил, что он играть не может или не хочет, или ему непонятны правила, необходимо провести коррекцию. Если ребенок не имеет желания играть – предложить заняться интересным ему делом и не мешать другим.

2.5.Распределение ролей.

Чтобы соблюсти принципы деятельности необходимо, чтобы в игре принял участие каждый воспитанник. Необходимо активно использовать работу в группах.

2.6.Игровое действие.

Сначала ребенок не испытывает затруднений в своей деятельности. Разбирается одна или две знакомые ситуации и отслеживается соблюдение детьми правил игры.

2.7.Самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок.

Если кто-то из детей ошибается, корректировать могут либо дети этой же группы, либо представители другой команды. Воспитатель – в исключительных случаях. Таким образом, дается возможность сделать первые шаги в овладении взаимопроверкой.

3.Затруднение в игровой ситуации. (2 – 3 минуты)

3.1.Появление в деятельности ребенка затруднения и его фиксация в речи.

В последней части мотивационной игры возникает затруднение и игра останавливается. Ребята фиксируют наличие затруднений и невозможность соблюдения правил. Игра останавливается. Всё многообразие проблемных ситуаций можно определить в группы.       Существует хорошо известный способ классификации проблемных ситуаций, предложенный Е.Л. Мельниковой. Она предлагает разбить проблемные ситуации на 2 большие группы по тому, какие эмоции у ребёнка возникают:

- или затруднение: даётся практическое задание, невыполнимое вообще;

даётся практическое задание не сходное с предыдущим;

даётся невыполнимое задание, сходное с предыдущим и доказывается, что дети с ним не справились.

- или удивление: противоречие возникает между двумя или более положениями;

между житейским представлением детей и научным фактом.

Подход Е.Л.Мельниковой затрагивает проблемные ситуации, возникающие не только в деятельности детей, но и в коммуникации. Деятельностный подход рассматривает затруднение в деятельности и предполагает следующую классификацию:

1 -  Новое знание предполагает внесение изменения в одну из частей известного

алгоритма, остальные шаги алгоритма остаются неизменными.

2 - При открытии нового знания дети описывают с помощью известных терминов

новый  объект, остаётся только  дать название понятию.

3 - Случай, когда применение прежнего способа действия приводит к неудобству:

работа отнимает очень много времени или получается не очень качественный продукт. Из

этого следует вывод, что старый инструмент  в данном случае непригоден.

Такая классификация позволяет связать проблемную ситуацию с мотивационной

игрой и дает возможность сконструировать мотивационную игру. Интересно, что при

таком подходе удаётся осуществить связь и со следующим этапом занятия по поиску

выхода из проблемной ситуации.

3.2.Выявление причин затруднения.

Поиск причин затруднения, выстраивание логической цепочки, которая приведет к причине затруднения. Здесь уместно применять подводящий диалог – метод, соответствующий возрастным особенностям детей.

3.3.Фиксация детских вопросов.

3.4. Формулирование темы занятия или главного вопроса.

3.5. Целеполагание на основе детских вопросов.

Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с ребятами определяет тему занятия или главный вопрос. Это превые самостоятельные шаги ребёнка в целеполагании.

4.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации. (до 7 минут)

Педагог с помощью подводящего диалога на основе анализа предметной деятельности помогает детям самостоятельно выйти из затруднительной ситуации.

(Составление нового алгоритма на основе старого, фиксация его в речи и возвращение в игровую ситуацию)

5.Самостоятельное применение «нового» в другой игровой ситуации. (2 – 3 минуты)

5.1.Работа с пособиями (трафареты, перфокарты).

5.2.Нахождение места «нового» в системе представлений ребенка.

5.3.Возможность применения «нового» в повседневной жизни.

5.4.Самопроверка и коррекция.

6. Повторение и развитие задания.

Проведение дидактических игр не связанных с темой занятия, например на тренировку задатков к мыслительной деятельности. Проводится по желанию педагога при наличии свободного времени.

7.Итог занятия.

7.1.Фиксация движения по содержанию.

7.2.Выяснение практического применения нового содержательного шага.

7.3.Эмоциональная оценка занятия.

7.4.Рефлексия групповой деятельности.

7.5. Рефлексия собственной деятельности ребенка.

Такая структура занятия способствует формированию и тренировке способностей к необходимым для дошкольного периода видам деятельности.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС ДО

 

 
 
 

 

 
 
 
 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: dou_54
Просмотров: 706 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0