Главная » 2016 » Апрель » 4 » ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
16:11
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

 

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная проблема не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

 

 

Что происходит с организмом ребенка во время адаптации?

На уровне физиологии мозга при адаптации отмечается дессинхронизирующее влияние подкорки на кору полушарий мозга. Происходит активизация того отдела вегетативной нервной системы, которая отвечает за реакцию поведения человека в стрессовой ситуации. В результате этого у ребенка наблюдается реакция тревожного ожидания, нарастает нервное напряжение, повышается мышечный тонус, возникает спазм периферических сосудов том числе кожи и слизистых оболочек. Происходит напряжение приспособительных сил организма. Далее включаются механизмы саморегуляции в соответствии с изменившимися внешними условиями. В первые дни пребывания в детском саду «новенькие» практически не общаются сами, наблюдая за поведением других детей и взрослых. Деятельность их может быть хаотичной и непродуктивной. Большую часть времени они присматриваются и прислушиваются, находясь в состоянии некоторой растерянности. Они мало говорят, но очень четко воспринимают то, что им говорят другие ребята и взрослые. При этом дети легче всего воспринимают невербальные сигналы – интонацию говорящего, его мимику и жесты, нежели словесные инструкции.

 

 

Чем различаются между собой разные уровни адаптации и сколько времени это может продолжаться?

Традиционно выделяют три вида адаптации – легкую, среднюю, тяжелую. Лёгкая (кратковременная) адаптация продолжается в течение 2-6 недель, средняя – 4 - 6 недель, тяжелая (долговременная) адаптация может продолжаться от 6 до 9 месяцев. Даже при хорошей адаптации в первое время у ребенка может быть снижен аппетит, из – за повышенной настороженности он долго не может заснуть, а заснув, спит тревожно и недолго. Ребенок может даже не выполнять привычных для него действий. Но надо знать, что психологический и психологический регресс – это нормальная реакция адаптирующегося организма.

 

 

Как правило, вновь поступающие дети вскоре заболевают. С чем это может быть связано?

Как правило, ослабленные дети сложнее адаптируются к дошкольному учреждению. В начальном периоде у них возникают либо обострения хронических заболеваний, либо ОРЗ, ОРВИ. Это может быть связано с рядом причин. Во – первых, в период адаптации у ребенка возникает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Во – вторых, «уход в болезнь» является защитной реакцией любого организма, как детского, так и взрослого. Постоянное пребывание ребенка в ситуации, требующей максимальной мобилизации его защитных сил не дает возможности для формирования новых механизмов саморегуляции. В результате, не выдержав нагрузки, бессознательно стремясь уйти от травмирующей ситуации, ребенок заболевает. А заболев, он возвращается в привычную домашнюю обстановку, к которой он так хорошо адаптирован. Облегчить процесс адаптации можно, уменьшив время или интенсивность нагрузки, другими словами, сократив время пребывания ребенка в детском саду, или создав щадящие условия.

Какие факторы оказывают наиболее сильное влияние на процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению?

 

Не только психофизическое состояние ребенка и его личностные особенности влияют на качество и степень выраженности адаптативных процессов, но и целый комплекс внешних по отношению к ребенку факторов. Впервые попадая в условия организованной деятельности, ребенок вынужден ограничивать свои и потребности, он должен вести себя в соответствии с требованиями воспитателя и нового коллектива. Кроме того, ребенку необходимо приспосабливаться к новому режиму дня, к иной организации питания, к новой предметно – пространственной среде, к вынужденному ограничению двигательной активности и многому другому. К биологическим факторам риска, в период адаптации можно отнести наследственные факторы (состояние здоровья родителей), особенности протекания беременности и родов, наличие у ребенка заболеваний. Кроме того, большое влияние на адаптацию к детскому саду оказывает наличие в семье организованного режима дня, совпадающего с режимом дошкольного учреждения, уровень сформированности навыков самообслуживания, и т.д.

 

 

Как можно подготовить ребенка к посещению детского сада?

Родители должны знать, что от сформированности навыков адаптативного поведения и самообслуживания во многом зависит успешность пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Ребенок должен знать, как поздороваться с воспитателем и другими детьми, как тактично привлечь к себе внимание взрослого, как обратиться к нему с просьбой. Характер адаптации ребенка во многом зависит от того, что рассказывают родители о детском саде. Необходимо формировать у ребенка представления о детском саде, соответствующем действительности, с которой столкнется ребенок, придя в детский сад. Ребенка следует познакомить с дошкольным учреждением до того, как он туда придет на весь день. Познакомить малыша с детским садом необходимо заблаговременно. Можно посетить сад во время прогулки, понаблюдать за играющими детьми, познакомиться с воспитателем. Дома, за обедом, или перед сном, необходимо рассказать ребенку о том, что делают в это время дети в детском саду. В ряде случаев можно обыграть с ребенком те ситуации, с которыми он встретиться в группе (обед, умывание, зарядка). Еще до поступления в детский сад ребенка следует приучить к ежедневным водным процедурам. Длительное пребывание на свежем воздухе и достаточное время для самостоятельной, в том числе двигательной деятельности будет способствовать нормализации нервно – психического состояния ребенка. Родителям нужно помнить, что все прививки следует сделать не позднее, чем за месяц до поступления ребенка в детский сад. Разумно организованное питание в период адаптации является важным условием протекания этого сложного процесса. В период адаптации следует отдавать предпочтение кисломолочным продуктам: кефиру, йогурту, творогу. В рационе ребенка в этот период должны преобладать свежие овощи, фрукты, салаты, соки. Продукты, содержащие большое количество железа также способствуют более легкому протеканию адаптации.

 

 

Расставание с мамой: слезы или улыбка?

В первую очередь, к посещению ребенком детского сада должны быть готовы родители! Душевные переживания, чувство вины, что собственное чадо вы отдаете чужим людям, домашние споры между родителями – «пора» ли идти в детский сад, или можно еще подождать, нарушают душевное равновесие не только родителей, но и малыша. Решение доверить дитя общественному воспитанию должно быть выверено и принято всеми членами семьи. Очень важно настроить ребенка на встречу с воспитателем, и настроиться на расставание с ребенком самому родителю. Доверить важную миссию – отвести малыша в детский сад, можно тому из членов семьи, кто спокойно и твердо объяснит ребенку необходимость посещения группы, обсудит, как ребенок проведет время в детском саду, и обязательно напомнит малышу, что его заберут домой, что его не оставляют здесь навсегда. Забирая ребенка вечером, обязательно отметьте, какой он молодец, как вы гордитесь тем, что он ходит в детский сад. Обсуждайте с ним, как он провел этот день, что ему понравилось, какие дела его ждут в группе завтра. Заметно ускоряет процесс привыкания к детскому саду возможность принести из дома какую– нибудь игрушку. . Этот «кусочек дома» на первых порах играет важную роль. Он напоминает о доме, оставленный на ночь в детском саду, он вызывает необходимость проведать его с утра. Также эту роль может взять на себя семейная фотография, «волшебный альбом», нарисованный дома вместе с мамой, или даже мамин носовой платок, хранящий запах любимых маминых духов.

 

 

Игровая методика введения детей в детсадовский образ жизни «Детский сад для зверят»

 

Автор методики: Островская Т.В.

 

Основная идея методики «Детский сад для зверят» состоит в том, чтобы познакомить ребенка с детским садом через игру, тем способом, который наиболее понятен ребенку. Этот способ – игра, которая специально организуется мамой за несколько месяцев до поступления в детский сад.

 

Основная цель методики – формирование у ребенка интереса к детскому саду заблаговременно, до реального поступления.

 

Ребенку в детском саду надо адаптироваться к новым обстоятельствам, а именно:

• Незнакомые взрослые принимают на себя реализацию удовлетворения потребностей ребенка, которые раньше удовлетворялись только близкими людьми.

• Незнакомые сверстники с разным уровнем нервно – психического развития, характером, потребностями, с которыми надо взаимодействовать.

• Новое большое помещение с различными смысловыми зонами и значениями.

• Новые правила поведения в группе(режимные моменты, занятия, понятие очередности получения какой – либо помощи от взрослых).

 

Из этих объективных проблем определяются задачи игровой методики: Первая задача – ознакомление. Рассказать и показать в игре ребенку, что такое детский сад, и создать положительное отношение к нему, вызвать интерес. Это достигается проигрыванием сюжетов, с которыми столкнется ребенок в детском саду, для формирования адаптационного поведения и подготовки к новому режиму, правилам поведения, социальным отношениям. Вторая задача – формирующая. Исходя из индивидуальных особенностей ребенка, выстраивать адекватные формы поведения, а также развивать у него навыки общения, взаимодействия и самообслуживания, развитие которых предусмотрено задачами возраста. После серии игр, когда уже будет сформировано положительное отношение к детскому саду, возможно проигрывание.

 

Просмотров: 56 | Добавил: dou_54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Форма входа
Календарь
«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0